Официальный дилер ПАО АВТОДИЗЕЛЬ (ЯМЗ) и АО ЯЗДА

Регулировка теплового зазора в клапанном механизме двигателей ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536

05.03.2024

Тепловые зазоры в клапанном механизме двигателей необходимы для герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Регулировка теплового зазора на двигателях ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536 проводится на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки. Регламент — при техническом обслуживании ТО-2.

Величины зазоров между чашкой коромысла и торцом траверсы на ЯМЗ-536, ЯМЗ-5340:

- для впускных клапанов: 0,30-0,40 мм

- для выпускных клапанов: 0,40-0,50 мм

Клапаны цилиндров, расположенные ближе к вентилятору, впускные, а которые ближе к маховику - выпускные.

Этапы проверки и регулировки зазоров на ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536:

1. Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия.

Этого можно добиться 2 способами.

Способ 1: на наружном диаметре картера маховика 1 имеется смотровое отверстие с резьбой М24, закрытое пробкой 3 и расположенное ниже резьбового отверстия М42 ,а на наружном диаметре маховика - цифра «1». Вращая коленчатый вал, необходимо добиться появления цифры «1» в этом отверстии. При этом в верхней мертвой точке будут находиться поршни 1 и 4 цилиндров. Один на такте сжатия, другой на выпуске. Но в верхней мертвой точке на такте сжатия штанги толкателей впускных и выпускных клапанов регулируемого цилиндра свободно проворачиваются «от руки», поэтому если штанги зажаты и не проворачиваются, необходимо коленчатый вал повернуть на 1 оборот (360 градусов).

Способ 2: вращая коленчатый вал, зафиксировать момент, когда впускные клапаны первого цилиндра полностью поднимутся (закроются). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще на 135 градусов (90+45 градусов). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба впускных и выпускных клапана будут закрыты.

2. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек оси коромысел. Момент затяжки должен быть: Мкр = 73,54 ± 4,9 Н ·м

3. На этом цилиндре произвести регулировку зазоров в приводе клапанов:

1) Ослабить контргайку регулировочного винта.

2) Вставить в зазор «траверса-чашка-коромысла» щуп, соответствующий по толщине верхнему пределу зазора. Вращать регулировочный винт до соприкосновения чашки со щупом.

3) Придерживая винт от проворота, затянуть контргайку окончательно ключом S = 14, обеспечив затяжку моментом Мкр = 50 ± 55 Н · м.

4) Проверить зазор по предельным щупам. При правильно установленных зазорах, щуп толщиной, соответствующей нижнему пределу зазора, должен проходить свободно, а щуп толщиной по верхнему пределу - с усилием.

4. Провести регулировку зазоров в других цилиндрах, проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде на двигатель спереди) каждый раз на 180°, повторяя пункт 3.

Последствия неправильной регулировки теплового зазора в клапанном механизме:

1. При больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

- Когда впускной клапан открывается не полностью, уменьшается наполняемость воздуха в цилиндре, топливо сгорает не полностью, образуется нагар, что приводит к износу цилиндро-поршневой группы и перегреву деталей двигателя.

- Когда выпускной клапан открывается не полностью, отработанные газы не полностью освобождают цилиндр, детали перегреваются; нарушаются фазы газораспределения, а именно уменьшается период открытого состояния клапанов, поэтому падает мощность двигателя; возрастают ударные нагрузки в механизме газораспределения, увеличивается износ кулачков распределительного вала, седел клапанов и носка коромысла, что приводит к износу направляющей втулки клапана, изгибу его стержня, прогару его головки; повышается расход масла; снижается компрессия из-за утечек через втулки клапанов, появляется риск рассухаривания клапанного механизма.

2. При малом зазоре или его отсутствии: происходит неплотное прилегание клапанов к седлам, что вызывает повышенную дымность (черный дым) выпуска, работа двигателя сопровождается хлопками, свистом, посторонним шумом, снижается компрессия из-за утечек через клапаны, поэтому падает мощность двигателя; происходит обгорание фасок клапанов; нарушаются фазы газораспределения, а именно увеличивается период открытого состояния клапанов; возможен контакт клапана с поршнем, и как следствие изгиб и обрыв клапана, разрушение шатунно-поршневой группы (ШПГ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ).

3. Рассухаривание клапанного механизма возможно при его кинематическом размыкании, которое возникает при больших тепловых зазорах в клапанном механизме, когда в нем есть большие динамические нагрузки и происходит износ кулачков распредвала и ролика толкателя, что снижает жесткость пружин от циклического нагружения, размыкается связь кулачка с толкателем, и при отрицательных ускорениях клапана и сниженной жесткости пружин их усилие становится меньше сил инерции.

4. При недостаточной затяжке контргайки регулировочный винт коромысла может выкручиваться, увеличивая тепловой зазор, резьба в сопряжении с гайкой вытягивается, деформируется при действии динамических нагрузок. И при увеличении фазы открытого состояния возникает контакт клапана с поршнем.

Не забывайте своевременно, при ТО-2, проводить регулировку тепловых зазоров, и ваши двигатели ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536 будут работать без нареканий!

  • Поделиться:
Здравствуйте!
Для Вашего удобства у нас работает дежурный менеджер, который ответит на Ваши вопросы 24/7 в любой день недели.
Звоните:
8 (800) 700-48-92